Психолог в помощь первоклашкам

2 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
admin
Психолог в помощь первоклашкам

В 1 интернате уже больше месяца работает проект "Мюнгхаузен". Напомним, что с этого года мы запустили этот пилотный проект, направленный на психологическую помощь детям, перенесшим травму разлуки с семьей. Наш психолог-волонтер Евгения из центра "Отражение" 2 раза в неделю ходит к детям из 1 класса и проводит с ними игры на снижение тревожности и гиперактивности, на умение слушать и понимать другого, выражать свои эмоции и чувства так, чтобы окружающие понимали, что ребенок хочет на самом деле.


Вчера на одном из таких занятий дети играли в "Ладошки" - это когда все садятся в круг, закрывают глаза и кладут руки на коленки ладошками вверх. Водящий должен подойти к кому-то и нежно потрогать за ладони, тогда тот,кто водит, садится, а тот, кого выбрали, становится водящим. Для детей это была очень сложная игра - ведь надо сидеть тихо, не разговаривать, глаза не открывать, да еще и поза очень открытая - приглашающая к доверию.


Дети из 1 класса сначала с трудом высиживали даже 5 минут - им надо было все время говорить, вскакивать, они пытались закрыться игрушками, скрестить руки и ноги.... Но постепенно, по ходу игры, они становились тише и спокойнее, как будто начинали понимать, что никто их не обидит, даже если глаза закрыты (ведь не видно, кто что делает, нельзя контролировать ситуацию!), а руки приглашают к контакту. Потом они по очереди говорили - какие были ладони, прикоснувшиеся к ним - теплые, холодные, мягкие или жесткие... И это тоже было сложно - слушать друг друга по очереди, не перебивать, подбирать слова, вспоминать.


Евгения очень терпеливо вела занятие, успокаивала, если все-таки кто-то начинал бегать или задираться, хватать игрушки или кидаться мячиками. Детям всё еще очень трудно выполнять такие простые действия, которые мы считаем совершенно естественными для домашних детей - понимать и запоминать инструкции, даже самые простые, уметь слушать товарища (а не торопиться говорить наперебой), сосредоточиться на выполнении задания (а не отвлекаться на окружающие предметы). Психолог сделала с детьми на листе ватмана табличку, где каждый написал своё имя и определял настроение,приклеивая смайлик. Они пока не умеют отличать оттенки настроения - грустно, весело, радостно, спокойно, сержусь, огорчен...


Уже сейчас воспитатели отмечают некоторые изменения в поведении детей - стало меньше конфликтов в классе, дети более внимательно относятся к заданиям. Но у нас еще много работы. Пожелаем удачи ребятишкам в очень трудно деле - в преодолении самих себя.

Другие материалы по теме

Nat
Год закончился, но проект продолжается

Наступил июнь, и дети из школы-интерната уехали за город отдыхать. На проект по психологической поддержке детей из школы-интерната приостанавливается до осени, но уже сейчас видно, что даже за 2 месяца занятий произошли изменения в поведении детей, в их внутреннем самоощущении, они стали спокойнее, усидчивее, увереннее. Вот как сама психолог Евений пишет о результатах своей работы:

За май, июнь 2012 года было проведено 8 групповых занятий с детьми 1-го класса и 2 занятия, посвященные психологической диагностике. 

  Анализируя результаты диагностики психического развития детей, а также наблюдения можно сделать следующие выводы:

   В целом наблюдается средний уровень психического развития детей при низкой саморегуляции и низкой произвольности поведения, ориентация на внешний контроль, а также тенденция к бурному реагированию, обиде в случае неудач.

   У всех детей наблюдаются трудности с определением своих желаний, потребностей. Затрудняются в ответах на вопросы, касающиеся настроения, эмоций и чувств. Плохо чувствуют свои и чужие границы, легко нарушают их, при разговоре перебивают друг друга, отвечают за другого. Все это может свидетельствовать о нарушении самоидентификации.

   Некоторые нарушения в познавательной сфере могут быть связаны с низким уровнем самоидентификации.

  В связи с этим коррекционно-развивающая работа строилась на основе следующих целей:

  -  помочь осознать себя как личность, отличную от других, усилить чувство собственного «Я», помочь в понимании и различении своих эмоций, чувств, потребностей, телесных ощущений.

  - развитие произвольности и саморегуляции, умению подчиняться групповым правилам, а также действовать в игре в соответствии с заданными правилами.

  - уметь видеть другого, слушать и слышать его, уметь договариваться, заявлять о своих желаниях и уважать потребности другого.

Первое занятие было посвящено знакомству с ребятами, созданию атмосферы безопасности, доверия и открытости. На последующих занятиях игры и упражнения, были направлены на развитие эмпатии, интереса к сверстникам, умению согласовывать свои действия с партнером по общению, умению сосредотачиваться на зрительной и  слуховой информации, развитию самосознания, повышению самоуважения.

   В групповой работе использовались методы арттерапии, сказкотерапии, телесной терапии, гештальттерапии.   

 Результаты работы

   Подводя итоги коррекционно-развивающей работы с группой можно сказать следующее: ребята уже лучше понимают свои потребности и чувства, научились лучше взаимодействовать друг с другом, реактивное поведение проявляется не так часто. Важно отметить, что ребята научились соблюдать правила группы, стараются сотрудничать друг с другом. Считаю, что работу с ребятами важно продолжать для дальнейшего развития и закрепления новых форм поведения, пониманию себя и других, умению взаимодействовать, чувствовать себя безопасно и уверенно.