Гостевой режим. Вопросы и ответы

2 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
Solovjovanatalia
Изображение пользователя Solovjovanatalia.
Гостевой режим. Вопросы и ответы

Сразу оговорюсь, что я не претендую на истину в последней инстанции — просто есть "гостевой" опыт (уже 14 лет), и хочется им поделиться. И еще: я не буду обсуждать, нужен гостевой режим или нет, наносит это психологические травмы ребенку или нет. Замечу лишь, что практика показывает — от гостевого режима все-таки гораздо больше пользы, чем вреда.


1. Прежде всего, хорошенько еще раз подумайте: а надо ли вам это? Если надо, то будьте готовы заниматься с ребенком долго и не бросать его ни при каких обстоятельствах. Это почти как усыновление или опека — ничуть не легче.


2. Возраст ребенка. Конечно, всем хочется иметь дело с теми, кто помладше. А куда старшеньким деваться? Это, во-первых. А во-вторых, вы вряд ли сможете объяснить 3, 5-летнему и даже 6-летнему малышу, что вы его берете не навсегда. Поэтому первое правило — брать детдомовского ребенка в гости лучше начиная приблизительно лет с семи. Разумеется, бывают исключения, но если вы хотите, чтобы адаптация ребенка в вашей семье происходила более комфортно, и не имеете в отношении него каких-то далеко идущих планов (по крайней мере, на первых порах), то лучше придерживаться этого правила. Кроме того, позволю себе субъективное наблюдение — со старшими гораздо интереснее общаться.


Правило второе: ничего не обещать. Бывает так, что на вопрос "А вы меня заберете к себе навсегда?" некоторые "сердобольные" начинают отвечать: "Да, возможно, только не сейчас, а потом". Вот когда это "потом" наступит — тогда и говорите об этом. А пока — никаких обещаний!


3. Выбор ребенка. Дело это, как вы понимаете, деликатное. Не придешь же к директору детдома и не скажешь: дайте мне кого-нибудь в гости.
Некоторые готовы действовать прямо так, но, извините, вы к себе в гости взрослых также зовете? Приходи хоть кто-нибудь? Вариантов тут и поворотов судьбы может быть множество — вплоть до того, что вы на улице ребенка встретили, он вам понравился, а потом оказалось, что он из детдома. И такое бывает.


Оптимальный вариант — "сесть на хвост" кому-то, кто уже ездит в какой-либо детдом, знаком с тамошним начальством и порядками, может порекомендовать вас директору как замечательного человека и прочая-прочая. Сейчас масса всяких неформальных групп оказывает помощь детдомам — и вещами, и общением, и организацией праздников-экскурсий. Присоединитесь к ним, поучаствуйте в их делах, а там, глядишь, и найдется кто-то, кому вы захотите подарить тепла чуть больше, чем остальным.


Есть еще один путь — вы просто идете в детдом, знакомитесь с директором, рассказываете немного о себе, о том, "как вы дошли до жизни такой", стараетесь произвести на него максимально благоприятное впечатление, спрашиваете, чем вы можете помочь. Вряд ли вас сразу попросят "притаранить" стенку в игровую комнату — скорее, просто поделятся своими проблемами. А заодно, возможно, похвалятся и достижениями, проведут по детдому, покажут игровые, спальни. Разумеется, мы и предполагаем, что директор — нормальный, вменяемый человек. Обидные исключения встречаются, но это сразу видно, и вы вряд ли захотите с ним общаться долго. Детишек, разумеется, тоже увидите. Тогда же можете и попросить разрешения навещать какую-либо группу — для начала просто пообщаться. Вы даже можете взять мини-шефство над какой-то группой понравившихся ребятишек, приходить к ним периодически, а заодно приглядываться к детям. Если есть финансовые или какие-то иные возможности, можете организовать культпоходы в кино, на выставки. Вы в это время получите неоценимый опыт общения с детдомовцами, который позже, если дело дойдет до гостевого режима, окажется для вас очень полезным. Только не усердствуйте очень уж сильно и не приходите слишком часто (каждый день) — вы ведь пока только присматриваетесь. Вам может что-то не понравиться, и вы решите не продолжать визиты. На раннем этапе это сделать гораздо легче, а главное — менее болезненно и для вас, и для детей. И главное — не надо кидаться на первого понравившегося ребенка и окружать его своей заботой и лаской. Неизвестно, насколько вы будете психологически совместимы с ним впоследствии.


Дело это в какой-то степени даже более ответственное, чем усыновление малыша. Ведь здесь вам придется общаться с уже во многом сформировавшейся личностью, со своим характером, со своими привычками.


4. Предположим, вы нашли родственную душу, которая тоже расположилась к вам.
Для начала постарайтесь узнать о ней (о душе этой) как можно больше всякой информации — ее можно черпать и из разговора с самим ребенком, и с его воспитателем, и с врачом, и с директором. Предупреждение: не стоит говорить с ребенком о его родственниках, о прошлой жизни — для него это может быть травмирующим (не для всех, конечно, но лучше подстраховаться). Если же он сам взахлеб рассказывает о своих братьях-сестрах, маме, папе, бабушке с дедушкой, о том, как его забирают домой или скоро заберут насовсем, о том, какие у него дома машины, компьютер и т. п., — не доверяйте полностью всем этим рассказам. Сочиняют они многое, хотят показать, что и сами не лыком шиты.


Более объективную информацию о семье ребенка, его родителях, статусе дадут директор и воспитатели. Они же расскажут и о его характере, привычках (в том числе вредных), навыках, умениях. Правда, порой приходится и к такой информации относиться с известной долей скептицизма, поскольку, к примеру, у воспитателя могут быть не вполне хорошие отношения с вашим потенциальным подопечным. Кроме того, в детдомах часто работают старые, еще "советские" кадры, у которых остались, мягко говоря, не слишком гибкие взгляды на воспитание и поведение детей. Поэтому всю полученную информацию обязательно подкрепляйте собственными наблюдениями за ребенком. Помимо консультаций с директором и воспитателями обязательно побеседуйте с врачом — относительно общего состояния здоровья ребенка, каких-либо противопоказаний. А то вы его накормите апельсинами, а потом будете мучиться с его аллергией. Или вдруг ребенок страдает энурезом. Все это не фатально, но ко всему такому надо быть готовым.


Важное замечание. Не надо пытаться сразу осчастливить многих. Не приглашайте в гости большое количество детей. Все "воспитательные" моменты могут пойти насмарку из-за того, что дети и у вас дома фактически останутся в детдомовской среде — со своими друзьями, со стандартами группового поведения. Перед своими товарищами они, вероятнее всего, будут вести себя так же, как привыкли в детском доме. А когда ребенок один, он более чутко "прислушивается" к окружающей его новой обстановке, легче принимает новые правила жизни. Исключение — братья-сестры, особенно примерно одного возраста. Их разлучать (даже для гостей) не стоит.


5. Прежде всего, давайте еще вот о чем договоримся: эти дети вам ничем не обязаны. Пока, по крайней мере. То, что вы взяли их к себе домой, к долгосрочным и тесным отношениям с вами еще не обязывает. Вы берете их в гости потому, что у вас, в первую очередь, есть такая потребность. Поэтому ждать от них сиюминутных благодарностей, внимания к вам и вашим домашним не стоит. Не обижайтесь. У большинства из этих детей такой "навык" просто еще не сформировался. Многие из них даже "спасибо" и "пожалуйста" не научены в должной мере говорить.


6. Очень важный момент — ваши домочадцы.
Их тоже необходимо подготовить к визиту чужого (надеюсь, пока) ребенка. И у вас, и у ваших близких могут быть неоправданные ожидания в его отношении (ах, вот мы сейчас играть будем, читать, то-се, пятое-десятое, а он придет, уставится в телевизор да еще к тому же и "пошлет" вдруг кого, капризничать начнет: дети ведь тоже переживают своеобразный стресс от попадания в новую среду, им надо адаптироваться). И если к вам они, возможно, более или менее привыкли, то к вашему супругу или детям — нет, для них они чужаки. Кстати, подобных "завышенных" ожиданий не должно быть в принципе. Дети из учреждения — немного другие, они практически не имеют опыта нормальной жизни в семье. И этому опыту должны научить их вы. Это будет непросто, долго, но если вы готовы взвалить на себя подобную ношу — держитесь до конца.


7. Наконец, ребенок у вас. Главное, что теперь вам понадобится, — терпение и терпимость. Не думайте, что все визиты будут наполнены сплошной радостью. Да и не надо, чтоб был постоянный праздник — не в этом дело. Ваша задача — сделать жизнь ребенка чуть более комфортной в психологическом (да и в материальном, возможно) плане и научить его тому, чему в детском доме он никогда не научится. Какие могут быть проблемы? Во-первых, почти у всех детдомовских детей есть диагноз типа ЗПР (задержка психического развития), что совсем (надеюсь, вы понимаете) не значит, что это дураки по жизни. Просто ребенку в нужное время не уделяли достаточного внимания, вследствие чего некоторые психические, речевые, моторные и прочие навыки у него развиты в меньшей, чем положено по возрасту, степени.


При попадании в семью и должном обращении это компенсируется довольно быстро — даже при гостевом режиме (если он регулярен). Кроме того, у большинства был недостаток тактильных ощущений в раннем детстве. Поэтому по возможности (важно только не переборщить) не стесняйтесь — гладьте, обнимайте ребенка. Лучше, конечно, по поводу — за хорошо сделанное дело, например, за прочитанный до конца стишок. А можно и без повода — просто иногда прижать к себе.


8. Обязательно проверьте ребенка у врачей-специалистов, особенно у тех, по профилю которых у ребенка есть какие-то показания.
У большинства ребятишек из детского дома те или иные расстройства зрения, слуха, моторики, неявные физические недостатки присутствуют. Все это очень влияет на учебу, восприятие нового материала, способность концентрироваться, поведение и стиль общения с другими людьми. Многие из них быстро устают, не могут и не умеют долго заниматься одним и тем же делом, поэтому идут по пути наименьшего сопротивления — им, например, легче посмотреть телевизор, чем собрать что-то из конструктора. Но! Если вы не будете с тем же конструктором бросать ребенка на произвол судьбы, а будете это делать вместе с ним, то сфокусировать его внимание будет гораздо легче. Поэтому еще одно правило: если вы берете ребенка на выходные — забудьте об отдыхе.


9. У детей из учреждения порой довольно расплывчатое представление о собственности, ценности вещей, игрушек. Поэтому не удивляйтесь, если подаренная вами дорогая игрушка уже на следующий день может оказаться сломанной или обменянной на какую-нибудь ерунду. Ребенок иногда может без спросу взять любую вещь в вашем доме и "разобрать", а если вы будете его ругать — обидится: а что я, собственно, такого сделал? Не исключено, что вы можете столкнуться и с воровством. Причем это может быть и элементарная клептомания, и то, о чем написано чуть выше, и интересный психологический момент, с которым я сам столкнулся однажды. Ребенок, например, может воровать у вас деньги, чтобы поднять свой собственный авторитет среди сверстников показать другим, какой вы богатый (в его понимании, конечно), явно гордясь при этом вами, демонстрируя другим, что вы даете ему столько денег на карманные расходы.


10. Очень важно сразу установить свои "правила игры".
К примеру: у нас в доме не кричат, не ругаются, говорят "спасибо" и "пожалуйста", без спроса ничего не берут, заботятся друг о друге и т. п. Важно акцентировать внимание и на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, "включите" его таким образом в свою семью, дайте ему понять, что вы не считаете его чужим и доверяете ему семейные секреты и традиции. Может, он и забудет об этом тут же, а с другой стороны, может, все-таки поосторожнее с этой вазой будет в случае чего.


11. Не ленитесь повторять "убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки" и т. д.
Все это нужно повторять неоднократно, напоминать (стараясь все же не превращаться в домомучительницу). Главное — без надрыва, и чтобы ребенок понимал, что это, конечно, проступок, но не преступление, за которое его сейчас отправят на каторгу.


12. Очень хорошо сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка.
Например, поручить ему вынос мусора или кормление рыбок в аквариуме. Делаете что-то по дому — привлекайте ребенка ко всему: готовите обед — пусть он что-то поднесет; убираетесь в квартире — пусть протрет пыль на полках и т. д. Очень хорошо, если у кого-нибудь в семье есть хобби, к которому можно привлечь приглашаемого ребенка.


13. Занятия с ребенком. Не могу не процитировать слова одного из участников Интернет-конференции: "...им нужно научиться определять время — очень многие детдомовские в этом весьма нетверды. Нужно научиться составлять связные рассказы по картинкам. Выделять главное. Анализировать задачи. Как правило, детдомовские дети отстают в когнитивном развитии на два-три года. Нужно учить обращаться с деньгами, пользоваться транспортом. А деньги, кстати, неплохо как-нибудь зарабатывать. Пусть хоть коробочки клеят, хоть открытки рисуют, но узнают, что такое труд, и что все не с неба валится. Это очень важно, это как раз и определит в будущем, куда они пойдут — работать и учиться. Или воровать и на панель". От себя добавлю: действительно, не стоит ориентироваться на фактический возраст ребенка. Ему "юридически" может быть девять, а фактически — по умственному, физическому развитию — не более шести-семи.


14. Об удовольствиях и подарках.
Они должны быть заслуженными, а не дариться просто потому, что ты "бедная сиротка из детского дома". Этого "добра" у них в детдоме и так достаточно и, кроме иждивенчества, ничего не сулит в будущем. Почитай, прежде чем сядешь поиграть за компьютер, выучи стишок, если хочешь получить игрушку в подарок. Я, конечно, утрирую — не всегда стоит такие строгие рамки устанавливать, но некое подобие этого должно присутствовать. И уж ни в коем случае не так: пришли в игрушечный магазин, глаза разбежались — это хочу, это, это... (у них ведь тоже своеобразные ожидания от гостей присутствуют — это чуть ли не рай, где все можно, все разрешают, спать можно не ложиться допоздна, купят все, что ни пожелаешь и т. п.).


15. Когда ничего не хочется.
Вы им — пойдем в театр, в музей, а они — не, не хочу, лучше дома телек посмотрю. ...Иногда культурную программу надо "вдалбливать" насильно, но с учетом детских интересов и наклонностей. Часто ребенок не представляет, что поход в тот же музей может иметь для него интерес, потому что опыта такого нет. С культурной программой лучше не перебарщивать — избыток впечатлений может быть порой даже вреден. Во-первых, не надо вовлекать ребенка в "культурные программы" с первых дней посещения вашего дома, а во-вторых, не стоит сразу тащить в картинную галерею — не поймет. Идти лучше всего туда, где не только посмотреть можно, но и пощупать своими руками. И на спектакли для начала желательно водить такие, где ребенок сам активно вовлечен в процесс, а не только смотрит на сцену. Если этим заинтересовать, то и более серьезные спектакли и музеи потом пойдут легко.


***
Наверное, для начала хватит. Конечно, о многом здесь не написано. И вполне возможно, со многими описанными выше проблемами вы вообще не встретитесь или переболеете ими совсем в легкой форме. Но готовым надо быть ко всему. И главное — не психовать, не расстраиваться, если что-то не получается и идет не так, как хочется. Детдомовские ребятишки в большинстве своем отзывчивые и очень ласковые, но только и вы уж их, пожалуйста, не разочаровывайте, ладно?


Отрывок из статьи "Кто ходит в гости в детский дом, тот поступает мудро".
Взято отсюда: http://opekaweb.ru/page.php?id=486

anastasya241
Гостевой режим. Вопросы и ответы

Обратите внимание, на данный момент внесены некоторые изменения в 432 постановление. Самое важное - по части сроков:
1)Постановление Правительства РФ от от 14 февраля 2013 г. № 118 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи”

Увеличен срок, в течение которого медицинское заключение, выданное потенциальному попечителю (опекуну), считается действительным. Теперь он составляет 6 месяцев (вместо 3-х).

2)Постановление Правительства РФ от 2 июля 2013 г. № 558 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи”

Предусмотрено, что само заключение о возможности временной передачи ребенка в семью действительно в течение 2-х лет (вместо 1 года). С 15 до 7 дней сокращен срок его оформления.

Наисвежайший текст постановления:

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 мая 2009 г. N 432

 
ПРАВИЛА
ВРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬИ ГРАЖДАН, ПОСТОЯННО
ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 "N 474",
от 14.02.2013 "N 118", от 02.07.2013 "N 558")


1. Настоящие Правила определяют порядок и условия временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее - граждане), а также требования к гражданам.
2. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.
3. Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.
 
4. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 1 месяц.
При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяца.
Длительность, периоды и конкретные сроки (в течение года) пребывания ребенка (детей) в семье гражданина определяются организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по согласованию с гражданином с учетом обеспечения непрерывности процессов обучения, лечения или реабилитации (социальной, медицинской, психологической, педагогической) ребенка (детей).
5. Возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).
При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.
Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка.
Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично.
Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
6. Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.
7. Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме федеральных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в федеральных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию".
8. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях временной передачи детей в семьи граждан вправе:
обратиться за информацией о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в орган опеки и попечительства, ведущий учет таких граждан;
информировать указанных граждан о возможности временной передачи детей в их семьи.
9. Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:
а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
д) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 "N 474", от 14.02.2013 "N 118")
е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
10. Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации, и следующие документы:
а) копия паспорта или иного "документа", удостоверяющего личность;

(в ред. "Постановления" Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
б) "справка" органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие обстоятельств, указанных в "подпункте "д" пункта 9" настоящих Правил;
(пп. "б" в ред. "Постановления" Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
в) утратил силу. - "Постановление" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558;
г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в "подпункте "е" пункта 9" настоящих Правил, либо медицинское заключение по "форме 164/у-96" (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.
11. Документ, указанный в "подпункте "б" пункта 10" настоящих Правил, принимается органом опеки и попечительства в течение 1 года с даты выдачи, документ, указанный в "подпункте "г"", - в течение 6 месяцев с даты выдачи.
(в ред. "Постановления" Правительства РФ от 14.02.2013 N 118)
Кроме документов, предусмотренных "пунктом 10" настоящих Правил, гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.
Документы, предусмотренные "пунктом 10" настоящих Правил, могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.
(абзац введен "Постановлением" Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления, указанного в "пункте 10" настоящих Правил, должен предъявить паспорт или иной "документ", удостоверяющий его личность.
(абзац введен "Постановлением" Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
В случае если гражданином не был представлен самостоятельно документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 10 настоящих Правил, указанный документ запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этого документа гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.
(в ред. "Постановления" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558)
12. Орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня получения от гражданина заявления, указанного в "пункте 10" настоящих Правил, направляет в соответствующие уполномоченные органы запросы о предоставлении документа, предусмотренного подпунктом "б" пункта 10 настоящих Правил.
(в ред. "Постановления" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558)
Указанные запросы и ответы на них направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего уполномоченного органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм "законодательства" Российской Федерации о защите персональных данных.
"Форма" и "порядок" представления ответов на запросы органа опеки и попечительства о предоставлении документа, предусмотренного "подпунктом "б" пункта 10" настоящих Правил, а также "форма" соответствующего запроса органа опеки и попечительства устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Срок направления ответа на запрос органа опеки и попечительства о предоставлении указанного документа не может превышать 30 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
Ответ на запрос о предоставлении документов, предусмотренных подпунктом ""в" пункта 10" настоящих Правил, направляется уполномоченным органом в орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных "пунктом 10" настоящих Правил:
проводит проверку представленных документов и устанавливает отсутствие обстоятельств, указанных в "пункте 9" настоящих Правил;
проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина.
В случае представления документов, предусмотренных "пунктом 10" настоящих Правил, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов, предусмотренных "пунктом 10" настоящих Правил, на момент оформления заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина является основанием для отказа в выдаче заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина;
оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.
(в ред. "Постановления" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558)
(п. 12 в ред. "Постановления" Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
13. В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:
а) копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;
б) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме, психических расстройств и расстройств поведения до прекращения диспансерного наблюдения. Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по "форме 164/у-96", выданное лечебно-профилактическим учреждением. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 6 месяцев с даты их выдачи;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2013 "N 118", от 02.07.2013 "N 558")
в) выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи.
(пп. "в" введен "Постановлением" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558)
13(1). В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктом "в" пункта 13 настоящих Правил, указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.
(п. 13(1) введен "Постановлением" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558)

14. В случае если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) гражданину без пребывания в указанном жилом помещении. При этом гражданин может:
брать ребенка (детей) в дневные часы в соответствии с распорядком дня организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
выехать с ребенком (детьми) на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
пребывать с ребенком (детьми) в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.
15. В случае если жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок (дети), не является местом жительства гражданина, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина направляет в орган опеки и попечительства по месту пребывания гражданина либо выдает на руки гражданину запрос об оформлении акта обследования условий жизни гражданина по месту его пребывания.
16. Орган опеки и попечительства по месту пребывания гражданина на основании запроса, указанного в "пункте 15" настоящих Правил, проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина по месту его пребывания.
17. Акт обследования условий жизни гражданина по месту пребывания оформляется в 3 экземплярах, один из которых направляется гражданину не позднее 3 дней с даты подписания, второй передается в орган опеки и попечительства, направивший запрос, или выдается на руки гражданину для передачи в орган опеки и попечительства по месту жительства, третий хранится в органе опеки и попечительства по месту пребывания гражданина.
18. Срок оформления органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, установленный "пунктом 12" настоящих Правил, может быть продлен до получения органом опеки и попечительства документов, указанных в "пунктах 13" и "16" настоящих Правил, но не более чем на 7 дней.
(в ред. "Постановления" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558)
19. Документы, указанные в абзацах седьмом и восьмом пункта 12 и пункте 14 настоящих Правил, оформляются в 2 экземплярах, один из которых выдается на руки гражданину не позднее 3 дней со дня их подписания, а второй хранится в органе опеки и попечительства.
Повторное обращение гражданина по вопросу выдачи заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина допускается после устранения им причин, явившихся основанием для отказа в выдаче заключения.
Акт обследования условий жизни гражданина и письменный отказ в выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина могут быть обжалованы в судебном порядке.
(п. 19 в ред. "Постановления" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558)
20. Вместе с заключением о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина (об отказе в выдаче заключения) заявителю возвращаются документы, указанные в пунктах 10 и 13 настоящих Правил, и разъясняется порядок обжалования соответствующего заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.
(п. 20 в ред. "Постановления" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558)
21. Гражданин, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью, представляет в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:
а) заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме);
б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
в) заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;
г) согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.

22. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании документов, представленных гражданином в соответствии с "пунктом 21" настоящих Правил:
а) осуществляет регистрацию заявления гражданина;
б) предоставляет гражданину сведения о детях, которые могут быть временно переданы в его семью, и оказывает содействие в подборе ребенка (детей);
в) обеспечивает знакомство и первичный контакт гражданина с ребенком (детьми).
23. Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом следующих обстоятельств:
а) наличие между гражданином, членами семьи гражданина и ребенком родственных отношений (проживают вместе или раздельно родственники и родители, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, имеют ли родители (родитель) право на общение с ребенком);
б) сложившиеся взаимоотношения между ребенком (детьми) и гражданином (членами его семьи);
в) предыдущий опыт общения гражданина с ребенком (детьми) либо опыт временного помещения в семью гражданина других детей;
г) этническое происхождение ребенка (детей), принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечить ребенку преемственность в воспитании и образовании.
24. Передача ребенка (детей) в семью гражданина не допускается, если:
это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;
выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок (дети), родителей этого ребенка (детей), лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми) в "порядке", установленном законодательством Российской Федерации).
 
25. Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 7 дней со дня представления гражданином документов, предусмотренных "пунктом 21" настоящих Правил, с учетом обстоятельств, указанных в "пунктах 23" и "24" настоящих Правил.
(в ред. "Постановления" Правительства РФ от 02.07.2013 N 558)

Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина оформляется в форме приказа руководителя указанной организации, с оригиналом которого гражданин должен быть ознакомлен под роспись.
Оригинал приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина хранится в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заверенные руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, копии приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина включаются в личное дело ребенка и направляются в орган опеки и попечительства по месту временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина.
Решение руководителя организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об отказе во временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, оформленное письменно с указанием причины отказа, доводится до сведения гражданина.
26. При временной передаче ребенка в семью гражданину выдаются:
а) копия приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенная руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
б) копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законом порядке, либо паспорт ребенка, достигшего 14 лет;
в) копия полиса обязательного медицинского страхования ребенка (детей);
г) копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина.

27. Оригиналы документов, указанных в "подпунктах "б"" - ""г" пункта 26" настоящих Правил, могут быть переданы гражданину на основании его заявления, в котором обосновывается необходимость их получения.
28. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе оказывать детям и гражданам, в семьи которых они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению.
29. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведет журнал учета временной передачи детей в семьи граждан.
30. Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), не вправе:
а) осуществлять вывоз ребенка (детей) за пределы территории Российской Федерации;
б) оставлять ребенка (детей) под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.
31. Гражданин, в семью которого временно передан ребенок (дети), обязан:
а) нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка (детей) в период его временного пребывания в семье;
б) получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка (детей);
в) предоставить ребенку (детям) возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;
г) по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка (детей) в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
д) в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка (детей), а также о заболевании ребенка (детей), получении им травмы, о помещении ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.
32. Ребенок (дети), временно переданный в семью гражданина, может быть возвращен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до истечения срока, предусмотренного "пунктом 4" настоящих Правил, по желанию ребенка (детей) или гражданина.
33. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка (детей) организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или орган опеки и попечительства по месту временного пребывания ребенка (детей) принимают меры по незамедлительному изъятию ребенка (детей) из семьи гражданина и возвращают его в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.