Институт развития семейного устройства, ИРСУ - что это?

1 сообщение / 0 новое
Solovjovanatalia
Изображение пользователя Solovjovanatalia.
Институт развития семейного устройства, ИРСУ - что это?

Институт развития семейного устройства – проект, главная цель которого – создать систему подготовки и переподготовки специалистов для работы по реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье (кровной или приемной). – http://vsemye.org/


  Петрановская Людмила, педагог и психолог, много лет работающая с детьми из детских домов, с приемными родителями, с сотрудниками сиротских учреждений и службы опеки (http://ludmilapsyholog.livejournal.com/164114.html):
"Непрерывно решая в последние несколько лет задачу из серии "выпей море", я приходила к выводу, что просто работать все больше и больше – не выход. Да, можно помочь конкретным детям и родителям, но системно ничего не меняется, оттого, что я смотаюсь еще в пять-десять регионов и посношу крыши нескольким десяткам случайных участников каких-нибудь семинаров.
Дело в том,  что в нашей сфере, сфере семейного устройства (под которым я имею в виду любую работу по реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, как своей, так и принимающей) нет важнейших составляющих, без которых невозможна СИСТЕМА семейного устройства. А именно:
– нет самоорганизованного профессионального сообщества
– нет системы профессиональной подготовки/переподготовки
– нет инфраструктуры поддержки профессионального роста и обмена опытом
а главное
– не была проделана работа по выработке базовых принципов и ценностей этой работы, профессиональной этики.
(Это, конечно, не единственное, чего в ней нет, например, на минуточку, нет – не на словах, а на деле – запроса государства и общества на защиту прав детей вообще, но это отдельная тема).

Решения о конкретных детях и семьях принимают люди, специалисты. Если у этих специалистов нет никакой системы координат в их деятельности, нет осознанно расставленных приоритетов, если важнейшие аспекты проблемы вообще находятся вне их понятийного поля, какой смысл на них сетовать или с ними ругаться? Если большинство сотрудников опек искренне уверены, что в детском доме ребенку лучше, "потому что там педагоги",  что сдать младенца на полгода в дом ребенка, если дома бедно – это "наилучшее решение", что связь с кровной семьей ему ни к чему – "пусть лучше скорее забудет", что искренне хотеть приемного ребенка могут только бездетные, а остальные – за деньги,  все бесполезно.
Можно судиться каждый раз по каждому поводу, можно писать гневные посты – ничего не изменится. Та работа, которая должна делаться системно, регулярно и рутинно, будет каждый раз, по поводу каждого ребенка, превращаться в неравный бой и прошибание стен. И ужас в том, что такое положение вещей уже даже многими активно работающими в нашей сфере людьми начинает восприниматься как норма. Тяжело вздохнув, оглядываемся по сторонам: кто на этот раз станет стенобитным орудием? Где та "мамочка", которая вцепится хваткой бультерьера и выгрызет ребенка из Системы, возможно, истощившись в процессе борьбы настолько, что на самого ребенка уже сил не будет?

Сначала была иллюзия, что раз уж государство наше декларировало курс на семейное устройство, оно и подготовкой кадров озаботится. Несколько лет я и коллеги на всех мыслимых совещания и круглых столах поднимали этот вопрос. Воз и ныне там. А если где и вводятся курсы повышения квалификации по нашей тематике, то обычно это лекции, читаемые теоретиками из педвуза, никогда в жизни не работавшими с детьми-сиротами и семьями, или работавшими в последний раз лет десять назад. Иногда сами эти специалисты транслируют мифы и стереотипы уровня "бабушки на скамейке" и подходы, которые делают нормальную работу по семейному устройству просто невозможной.
Между тем требования к приемным родителям все больше ужесточаются, отчеты все длиннее, претензий все больше, с 1 сентября введена обязательная подготовка, к которой большинство регионов откровенно не готовы. Работа с кризисными семьями ведется по принципу "кампаний по выявлению", учреждения для детей-сирот все больше опутываются паутиной запретов и предписаний, которые "защищая детей" иногда лишают их последних окон в нормальную жизнь.
В отсутствие профессиональных ориентиров и ценностей, ориентир остается один "как бы нам чего не было", и цель одна – подстраховаться. Поэтому ответственность перекладывается на семьи, а у специалистов любое неудачное и необоснованное  нововведение не порождает осознанного сопротивления и альтернативных предложений "снизу", а вызывает только тяжелые вздохи и вал фальшивых отчетов о том, что "все хорошо, прекрасная маркиза".

Я понимаю, что все это отнюдь не только проблема нашей сферы, а государства в его нынешнем состоянии  в целом, но  точно так же я понимаю, что изменись по мановению волшебной палочки прямо завтра государство – люди-то не изменятся и компетенций  у них не прибавится. Более того, насколько я знаю историю становления системы семейного устройства даже в куда более здоровых государствах, это никогда, за редкими исключениями,  не делалось сверху. Система менялась, прогибаясь под требованиями профессионального сообщества, поддерживаемого обществом в целом. В общем, с одной стороны – да, я подозреваю, что кардинальных, системных изменений в нашей сфере не будет в рамках данного устройства государства и общества, с другой – не хотелось бы, появись шанс на такие изменения, оказаться в ситуации "конь не валялся", не имея никакого наработанного "культурного слоя". Да и в имеющихся рамках есть конкретные случаи, дети, семьи, когда решение не так уж строго задано рамками Системы, а зависит от человеческого фактора, от специалиста и его системы ценностей. Даже сегодня ситуация с семейным устройствам в разных регионах РФ по результатам может разниться больше, чем в разных странах Европы, и это обычно человеческий фактор в чистом виде – наличие и дееспособность людей, которым не все равно и которые знают, как.

Из всех этих соображений и родилась идея создать структуру, заточенную прежде всего под обучение специалистов, не академическое обучение, а практическое, интерактивное, тренинговое.
Структуру, которая бы создавала место встречи для специалистов, возможность передачи опыта и ценностей "из рук в руки" – а только так, по моему убеждению, их и возможно передавать.
И которая тем самым способствовала бы формированию профессионального сообщества, экспертного сообщества, способного говорить о проблемах семейного устройства внятно и осознанно как с обществом, так и с государством.

С кем мы собираемся работать?
Со всеми, кому это может быть полезно: со специалистами служб сопровождения, ведущими ШПР, специалистами работающими с кризисными семьями, соцпедагогами, психологами, сотрудниками опек, сотрудниками детских домов, приютов и интернатов, с педагогами школ, с родителями – приемными и обычными, с волонтерами, с представителями КСО, с журналистами, с детьми. 
Я буду обязательно писать подробно про каждую программу, которую мы сможем предложить.

Что именно мы хотим делать?
Проводить тренинги, семинары, круглые столы, организационные сессии, группы поддержки, группы профилактики выгорания, публичные лекции,  создавать и издавать методические и другие полезные для работы материалы.
О ближайших, прямо в сентябре-октябре  стартующих программах, я напишу на днях.

Чему собираемся обучать?
По нашему замыслу, стержнем всей конструкции должны быть три основных, базовых курса:
"Работа с семьей в кризисе"
"Отбор и подготовка принимающих семей"
"Сопровождение принимающих семей"
Это будут полноценные курсы, минимум 72 часа, которые позволят специалистам "встать на ноги" в теме, определиться с целями и приоритетами, познакомиться с основными технологиями. Но эти курсы мы сможем вести только имея лицензию, то есть немного позже.
Вокруг стержня будет множество, десятки, самых разных семинаров и тренингов, заточенных под конкретную тему, например "Работа с детьми, пережившими сексуальное насилие", "Разрешение конфликтов" и пр., или под конкретную аудиторию, например "К вам в класс пришел приемный ребенок" – для педагогов школ. Это мы можем делать и будем делать уже сейчас.
Кроме этого, задуманы программы не обучающие, а поддерживающие специалистов и родителей: супервизия, группы поддержки, группы профилактики выгорания.
Некоторые стартуют буквально в ближайшие недели, следите за объявлениями."

Другие материалы по теме