Новости

"Беседка": в декабре состоялся практикум по сенсорной интеграции

Исключительно интересный семинар-практикум прошел 17 декабря в рамках "Беседки". Тема - сенсорная интеграция, разбор случаев. Это уже третье занятие по теме, и его "изюминка" была в том, что мы разбирали конкретные случаи конкретных детей, смогли на практике оценить, как помочь своему ребенку лучше учиться, закрыть пробелы в развитии, стать спокойнее и внимательнее.

Например, если ребенок не хочет делать уроки (частая проблема, не правда ли?), причин этому может быть несколько. Ведь в таком деле задействованы сразу множество аспектов и функций. Например, чтобы написать одну букву в прописи, ребенку нужно:

  •  уметь удерживать позу (т.е. контролировать положение тела, не заваливаться). У некоторых детей, например, вся энергия тратится на то, чтобы усидеть - и на собственно учебную деятельность сил просто не остается. Кому-то помогает твердая опора под ногами, а кому-то, наоборот, лучше положить колючий коврик или протянуть между ножками стула резиночку, чтобы было "занятие" для ног - и ребенку так легче сосредоточиться.
  • иметь навыки планирования (сначала пишем крючочек, потом загогулинку)
  • иметь достаточно развитую мускулатуру рук - оказывается, в работе кисти участвует вся рука вплоть до плеча, и недостаточно развивать пресловутую мелкую моторику, нужно развивать все мышцы руки.
  • пространственное мышление - отступить столько-то клеточек, написать букву нужного размера и т.п.
  • должна быть развита двуручная деятельность - одна рука пишет, вторая держит тетрадь
  • иметь мотивацию - т.е. понимание, зачем ему это вообще. А для этого тоже нужны навыки планирования (я учусь писать, чтобы потом записать свои мысли, чтобы окончить школу и много других чтобы...)
  • иметь благоприятную внешнюю среду - например, если мама злится за невнимательность, а еще учитель считает его никчемным, то вряд ли э то замотивирует на уроки. А если еще и на рабочем месте беспорядок или темновато - сосредоточиться будет нереально. 

И это далеко не полный список! Представляете, какая сложная работа происходит внутри ребенка при выполнении, казалось бы, такой мелочи? А если у него "западает" один или несколько пунктов из этого списка?

Становится ясно, что если уроки "не делаются", причина не только и не столько в лени - копать нужно глубже.

И мы стали "копать". Всем известна международная классификация болезней - МКБ. Оказывается, существует еще и международная классификация функционирования - МКФ - принятая Всемирной организацией здравоохранения в 2001 году. Цитирую с сайта ВОЗ

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья известная как МКФ, и является классификацией доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем. Эти домены описаны с позиций организма, индивида и общества посредством двух основных перечней: 1) функции и структуры организма, 2) домены социальной активности и участия в общественной жизни. Учитывая то, что функциональное здоровье индивида зависит от внешних условий, МКФ содержит перечень факторов окружающей среды, которые взаимодействуют со всеми этими категориями. На рисунке ниже представлены составляющие МКФ и их взаимодействие. 

Составляющие МКФ и их взаимодействие

Иными словами, МКФ позволяет обнаружить "западающие" функции и структуры организма, а также определить проблемы в общественной жизни ребенка и в окружающей среде, и наметить пути их преодоления. Существует также онлайн-браузер МКФ, в котором перечислены все эти функции, структуры и факторы.

В общем, очень интересно и познавательно. Лично я вынесла для себя увесистый такой мешок мыслей и идей. 

Это была последняя встреча клуба "Беседка" в декабре. До встречи в новом году!




Других материалов по этой теме пока нет. Будьте первым, напишите свою статью для нашего сайта!