Памятка волонтерам

17 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Tatiana
Памятка волонтерам

О чем следует помнить, отправляясь в детский дом.

Памятка № 1

1. Занимаясь другими детьми, не забывайте про своих, вы за них в большем ответе.
2. Всё, что вы ни делаете, - вы делаете для себя, посему не рассчитывайте на благодарность.
3. Не превращайтесь в рыцаря одиночку, это трудно, но это позволяет избежать крупных ошибок и действовать эффективно.
4. Если вы пришли к кому-то, кто уже занят делом и вам показалось, что вашу помощь не оценили, не расстраивайтесь это у вас пройдёт. : См. пункт №6
5. Если вы не индульгируете и не играете в благородство, делайте добрые дела открыто. Да, это налагает ответственность, но иной путь опасен для дела.
6. Не ищите в этом славы.
7. Волонтер должен всегда помнить, что важно не только помочь, но и не навредить. Не спешите делать добро - иначе оно может превратиться в зло. Сначала полностью уясните ситуацию, определитесь, сможете ли вы помочь этому ребёнку, чем, в каком порядке и как быстро.
8. Помните, - помочь можно только тому, кто сам хочет помочь себе, иначе вы просто посадите его себе на шею.
9. Необходимо быть компетентным, иначе в органах и учреждениях, с которыми вы будете сталкиваться, вы не сможете получить поддержку.
10. Учреждения блюдут свой менталитет. Необходимо быть настойчивым, выдержанным и вежливым. Помните, чиновник боится потерять своё место и главное в его работе - отчётность. Но и там работают люди и к ним можно найти подход.
11. Никого из опекаемых не пускайте в свою личную жизнь, дом, не давайте домашний телефон иначе вы лишитесь части авторитета и крепости которая даёт вам силы.
12. Вы не бог. Вас ждут неудачи и разочарования, не ждите 100% результата. Если вы вытащите 1 из 20 детей, с которыми вы работали, это хороший результат. Если вы одного из них выведите в люди - ваша жизнь уже прожита не зря.
13. Если вы сделали ошибку, не посыпайте голову пеплом, исправляйте её немедленно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
14. Научитесь расслабляться, не берите на себя ответственности больше, чем сможете переварить.

По материалам
Рудов А. «Россия без сирот», выпуск № 18 23.09.2005

О ЧЕМ СТОИТ ПОМНИТЬ, ПРИХОДЯ В ДЕТСКИЙ ДОМ (памятка № 2)

  • Приходите к детям только в том случае, если Вами движет не любопытство, не поиск острых ощущений, не чувство долга, не попытка уйти от своих забот и проблем, погрузившись в чужие, и не желание заработать «спасибо» за Ваши добрые дела, а потому, что такой способ провести время Вам важен и ценен.
  • Всегда помните, что Вы сами приняли решение придти в детский дом, Вас никто не просил и не заставлял. То, что вы делаете, Вы делаете для себя не меньше, чем для детей, а поэтому не рассчитывайте на благодарность.
  • Старайтесь строить с детьми партнерские отношения, но, в то же время, сохранять разумную дистанцию, не давать никаких обещаний, не оставляйте свой телефон и адрес, в затруднительных случаях обращайтесь за советом к людям, имеющим больший опыт общения с такими детьми. Никто из нас не может дать гарантии, что он приедет в этот детский дом еще раз, и увидит этого ребенка снова. Поэтому не следует никого приручать. Не заменяйте детям отца или мать, вы ими не станете, а ребенок получит еще одну порцию разочарования и недоверия к взрослым.
  • Более всего опасна жалость. Либо она унижает ребенка, либо провоцирует использовать вас. Ребенку, даже нуждающемуся в помощи, важны принятие и уважение, но не жалость.
  • Умейте говорить «нет». Если ребенок, например, просит Ваш мобильный телефон, чтобы поиграть, не бойтесь обидеть его отказом. Будет гораздо хуже, если ребенок, пользуясь своим положением сироты, начнет Вами манипулировать.
  • Будьте скромнее. В таком месте, как детский дом, не стоит заострять внимание на своим служебном положении и финансовых возможностях ни перед детьми, ни перед персоналом. Старайтесь быть детям положительным примером, но помните, что разительный контраст Ваших успехов с их бытием способен возбудить и негативные эмоции. Кроме того, это может вызвать попрошайничество как со стороны детей, так и со стороны администрации.
  • Уважайте правила жизни учреждения, в которое Вы приходите. Помните, что Вы на чужой территории. В детском доме ни в ком случае нельзя курить и пить даже пиво. У многих находящихся там детей тяжелая наследственность, а Ваше поведение может послужить для нее своего рода спусковым механизмом.
  • Не берите на себя ответственности больше, чем сможете переварить. Пообещать, пусть даже себе самому, и не сделать, гораздо хуже, чем сделать, что можешь, и порадоваться.

Этот текст составлен на основе моего личного опыта и опыта многих замечательных людей, которым небезразлична судьба детей-сирот. Некоторых из них я цитировала без кавычек. Спасибо им всем.

Благотворительный фонд помощи детям-сиротам
«Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская

Памятка №3:

1. При первой встрече с детьми из детского дома так хочется помочь всем сразу. Взять ребенка домой, показать ему настоящую жизнь, накупить игрушек, набаловать и и т.д. Тут есть 2 подводных камня: 1) если вы принесли игрушку одному ребенку, то остальные должны понимать, за какую заслугу он её получил. Помните, что потребительское отношение "я сирота, мне все должны" может сильно навредить ребенку, когда он выпустится из детского дома. Не стимулируйте такое отношение; 2) не совершайте поступки из жалости. К сожалению, есть случаи, когда человек берет ребенка в семью, повинуясь эмоциональному порыву, не успев тщательно взвесить свое решение. Это - прямой путь к возврату ребенка обратно в детский дом. А это - тяжелейшая травма на всю жизнь как для ребенка, так и для тех, кто его вернул.

2. Помните, что в сфере волонтерства очень и очень важна регулярность. Лучше делать понемногу, но регулярно, чем совершить грандиозный подвиг, но раз в пять лет.

3. Если Вы сотрудничаете с благотворительным фондом – нужно со вниманием относиться к мнению координатора фонда, а не заниматься самодеятельностью, это чревато большими проблемами. Если Вы работаете в команде, никогда не спорьте с товарищами в присутствии опекаемых и сотрудников учреждений.

4. Не спорьте с администрацией детдомов, персоналом больниц и других учреждений, даже в тех случаях, когда ваши точки зрения принципиально расходятся. Это может закрыть вход в данную организацию не только Вам, но и другим волонтерам.

5. Постоянно читайте что-то новое по теме. Многие вопросы снимутся сами собой, и Вам не придется их задавать старшим товарищам или сотрудникам тех учреждений, где Вы помогаете. Берегите свое и чужое время.

6. Помните, что Ваша помощь изменит мир только совсем чуть-чуть, а не окончательно, поэтому будьте готовы к разочарованиям, они в этой работе неизбежны.

7. Если у Вас возникают проблемы, не надо бороться с ними в одиночку: всегда можно посоветоваться с более опытным товарищем, координатором волонтерской группы или психологом. Чем счастливее и гармоничнее Вы будете, тем больше Вы сможете сделать.

При создании Памятки использованы материалы сайта www.volontery.ru.

В этой теме можно задавать вопросы, обуждать конктретные ситуации, а также дополнять список рекомендаций, исходя из вашего личного опыта.

Библиотека волонтера

В соответствии с пунктом 5 третьей памятки Smiling начинаем публиковать "Библиотечку волонтера" - списки литературы, обязательной и рекомендуемой к прочтению волонтерами - то есть людьми, которые всерьез хотят участвовать в решении проблемы сиротства. Не пугайтесь. Начните с малого.

Для начинающих - обязательно прочитать перед тем, как вообще начать что-либо делать.

1. Памятка волонтера
2. Самое сложное — прийти в детский дом — с пустыми руками и аналогичные статьи с сайта "Успешные сироты": http://www.uspeshnye-siroty.ru
3. "Соленое детство" А.Гезалова, часть 1 и 2
4. Истории приемных семей у нас на сайте
5. Художественная литература о детях-сиротах (отличный способ узнать о них лучше):

- Великолепная Гилли Хопкинс. Кэтрин Патерсон (перевод: Ф. А. Лурье) Скачать Читать рецензию
- "Дневник Трейси Бикер", Жаклин Уилсон Скачать Читать рецензию
- "Девочка-находка", Жаклин Уилсон Читать рецензию

6. Один день из жизни воспитателя детского дома. Очерк Татьяны Полонской о своем опыте работы в детдоме.

Для тех, кто уже немного погрузился в проблематику:
1. Обе книги Л.Петрановской - "В класс пришел приемный ребенок" и "Как ты себя ведешь" (обратитесь к любому координатору "Детского проекта" - см. раздел "Контакты"
Главы из первой книги есть по ссылке: "В класс пришел приемный ребенок"

2. Книга "Республика Шкид" Л.Пантелеева
3. "Ночевала тучка золотая" А.Приставкина
4. "Я сижу на берегу", "Белое на черном" Р.Гальего

Плюс тематические сайты (но это скорее не по работе с детьми, а по усыновлению и пиару детей):
1. Конференция по вопросам усыновления и приемных детей: http://conf.7ya.ru/frameset.aspx?cnf=Adopt

2. http://innewfamily.narod.ru проект "К Новой семье".
Много полезной информации для приемных родителей. Эти же ребята
организуют школу приемных родителей - одну из первых в Мск.

3. ЖЖ-дневники и сообщества:

community.livejournal.com/ru_adopt
community.livejournal.com/semya_dla_detey
community.livejournal.com/positive_adopt - позитивные истории усыновления
community.livejournal.com/pravo_viibora - о том, как отстоять право детей-сирот на образование, защитить от карательной психиатрии, предотвратить движение вниз по социальной лестнице и т.п.

Живой журнал психолога, специалиста по семейному устройству Л.Петрановской:
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/

Живой журнал психолога, специалиста по семейному устройству Т.Губиной:
http://tatiana-gubina.livejournal.com/

Живой журнал социального педагога Н.Степиной:
http://stepina-natalia.livejournal.com/

4. Книга в помощь журналистам

5. Шишков "Странники"

6. Лиханов "Благие намерения"

7. Журнал "Детский дом"

8. О травме расставания ребенка с биоматерью

Для "продвинутых" волонтеров, которые желают повышать уровень квалификации

1. Пособие для приемных родителей, разработанное психологами из службы сопровождения приемных семей детского дома № 19 г. Москвы

2. Владимирова Н.В.,Спаньярд.Х.,М. Шаг за шагом. Постинтернат. Технология создания сети социально поддерживающих контактов выпускников. Скачать книгу

3. Владимирова Н.В.,Спаньярд.Х.,М. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. Книга на Ozon.ru

4. Т. И. Шульга Работа с неблагополучной семьей. Книга на Ozon.ru

Tatiana
книга Шульги у

книга Шульги у меня есть, могу одолжить (но с возвратом). Статьи на сайте бывш 19 ДД доступны по ссылке: http://www.pro-mama.ru/3650/3690

мамиЯ
для "продвинутых волонтеров"

ссылка про ДД 19 не открывается, попытка скачать книгу Т.Шульги Работа с неблагополучной семьей никак не удалась, искала ее в книжных магазинах, тоже без толку. У кого-то может есть она? Мне очень надо

мамиЯ
рецензия на книгу Майи Ракита - "Дневники приемной матери"

«Сироту пристроить, что храм построить». Пословица, если вдуматься, очень емкая. Здесь и о значимости этого поступка. И о том, что немногие способны на него. И о том, сколько сил, мужества и самоотдачи требуется. Взять в дом чужого ребенка, разделить с ним кров и пищу — это один из немногих поступков, которые высоко оцениваются в любой стране и в любое историческое время. Вне истории и вне национальности. Но ребенок, потерявший навсегда своих родителей из-за трагических обстоятельств и ребенок — социальный сирота – это два совершенно разных явления. Тем не менее, в обыден­ном сознании живет и побеждает умилительный образ сиротки. Бедного, несчастного, забитого жизнью создания, кроткого и ласкового, только и мечтающего о семейном уюте. Современные детские дома — это не детские дома военных лет, о которых мы хорошо знаем по фильмам и книгам, где ценились мужество и справедливость, где взрослые и дети, объединенные одной об­щей бедой — войной, выживали на пределе своих сил, помогая друг другу. Социальное сиротство ребенка — результат порочной жизни его родителей. Здесь беда у каждого своя. Беда встречи с пороком. И порок этот не может не протянуть свои щупальца и в детскую душу, как бы безнадежно это ни звучало. Поэтому приемные родители будут не только согревать и лечить душу ребенка любовью и вниманием, но и сражаться за душу. Сражаться за душу, находящуюся во власти страхов, его неадекватных представлений о внешнем мире, не умеющую любить, дружить, и строить простые человеческие отношения. Сражаться иногда с ним самим, и при этом не превратиться во врага ребенка. Как любить чужого плохого мальчика или девочку? А ведь точки зрения общества они те самые «плохие» подзабор­ные дети. Как в воспитательном порыве не возненавидеть его сопротивление? Книга "Дневники приемной матери ребенка из детского дома. Личная история психолога" об этом, и не только. Автор обладает свойственным немногим людям способностью требовательной любви. И именно эта любовь делает жизнь девочки настоящей семейной жизнью.

mnogomama
Одного и

Одного и хотели...для начала))
Вот только всё в вопрос жилья упёрлось...

Tatiana
А принять в

А принять в семью для начала одного ребенка не хотите?

ДДСТ как формы сем. устройства у нас не существует, насколько я знаю. Есть приемная семья, в которую можно взять не более 8 детей.

mnogomama
Уренский р-он.

Уренский р-он. Сами живём в Урене, но на съёмной квартире.В планах - строительство своего дома, но пока в планах.
В городе есть неск. посёлков для молодых специалистов.Дома эти тоже ведь не в собственность дают , а по договору на неск. лет.... А ведь работники дет.дома семейного типа -это тоже своего рода педагоги и "молодые специалисты".Так местный отдел опёки даже слышать ничего не хочет о этой форме устройства детей!!! Возможно как то через областной отдел опёки можно повлиять на местный отдел?

Tatiana
Ольга, вообще

Ольга, вообще Вы смотрите в суть вещей Smiling Сейчас реально расформировываются детдома (малокомплектные, лучше приспособленные к социализации детей), кого не раздали по семьям - отправляют в более крупные детдома. Вот тут в статье подробнее: http://www.deti.nnov.ru/node/1425

Но в опеке Вам, скорее всего, отказали не поэтому. У опеки задача такая - отсеивать "неблагонадежных" кандидатов, поэтому первый прием в опеке часто бывает на очень дружелюбным. Уж очень много им приходится отсеивать "неадеквата".

Если знать законодательство и свои права, то многое возможно Smiling

Какой район у Вас?

mnogomama
А мне вот такая

А мне вот такая крамольная мысль пришла в голову. В детских домах тоже люди работают. Расформируйте детей по семьям - люди без работы останутся! Например в одном известном нам д.доме младшая группа - 4 человека. Забрать их - и 2 воспитателя станут безработными.
Глупая,наверно, мысль,просто хочется какую то логическую причину найти тому упорству с которым органы опеки отказывают возможным опекунам.
На наше предложение о создании дет.дома семейного типа ответили: Не пойдём на это, т.к. у нас есть печальный опыт в прошлом!..

Анна13
Здравствуйте,

Здравствуйте, Леська:-)
спасибо за желание поддержать ребят из детских домов.
Вопросы по интересующим Вас темам можно задать тут: http://deti.nnov.ru/node/74
или - просто позвонив нашим координаторам по работе с новичками(см.контакты по указанной выше ссылке!

Леська
Здравствуйте!Ме

Здравствуйте!Меня зовут Леся!Мне 19 лет.Я студентка 2 курса Лингвистического университета!Во мне недавно проснулась мысль,что я просто бездарно провожу свои дни....и захотелось сделать непременно что-то доброе и хорошее!!!Решила начать с детского дома!Вот собрала вещи,хотела бы передать...а ещё мне бы хотелось посетить детский дом,пообщаться с детками....Такое возможно????я просто никогда этого не делала и не знаю с чего начать....хочется ещё как-нибудь помочь....

Кнопочка
Для Катерок

Здравствуйте, Екатерина. Спасибо за Ваше предложение помощи детям-сиротам.
11 марта в 18:00 мы планируем провести очередное собрание для волонтёров-новичков "Детского проекта", где Вы сможете задать все интересующие Вас вопросы и решить где и как Вы будете участвовать в наших направлениях и проектах. Все свои вопросы до собрания Вы можете задать мне по почте: volkovatatiana1.yandex.ru или по телефону +8 910 891 45 73. С уважением, Волкова Татьяна, координатор по работе с новыми волонтёрами.

Катерок
Хочу помочь сиротам.Нужен совет.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина, мне 19 лет, учусь на 3 курсе на специальность Психология. Давно желаю помочь детям-сиротам. Финансовую поддержку пока не могу оказать,т.к пока сама студентка-очница и зарабатывать нет возможности. Хочу оказть психологическю помощь детям путём личного общения с ними. Опыта общения с сиротами нет, есть только с детьми из семей, когда работала вожатой в школьном лагере. Как оказалось общий язык находила, и чаще всего с ребятами-бунтарями.
Я очень хочу помочь детям, живущим без родителей, боюсь конечно начать, но всё равно хочу. Как можно попасть к ним? Нужны ли какие справки, документы? С каких детишек лучше всего начинать общение? Посоветуйте пожалуйста, заранее спасибо!

fialka
Будучи начинающим волонтером

и только готовясь к поездкам в ДД в эти новогодние праздники. стараюсь прочитать о правильном поведении в ДД как можно больше, и нашла в вашем посте прямо таки зеркальное отражение своих мыслей. Да, действительно, Новый Год, подарки - это хорошо и естественно, - но формируя эти подарки старалась как можно больше смысла и тепла вложить именно в открытку, в пожелание... Продумываю , что смогу полезного и интересного сказать ребятам, как строить с ними отношения в плане дальнейшей дружбы и взрослой помощи . Спасибо за такие нужные и умные слова.

О.льга
А меня мой

А меня мой подопечный книжку попросил принести. Про Репку. Smiling Просто они не знают,что еще что-то есть,кроме пупсов и машинок. Восприятие мира ограничено и стандартизировано. Поэтому все и просят одинаково. Может,нам самим как-то попробовать к пупсу,например,махонькую книжку подсунуть,да еще и прочитать ее вместе? Smiling

Bell
Не рыбку, а удочку

абсолютно согласна с автором предыдущего коммента, тем более, что сама мысль о социальном иждивенчестве отнюдь не нова - подтверждена тысячекратно выводами педагогов, социологов и прочего ученого люда. Показательны в этом смысле новогодние просьбы - либо пупсы, либо машинки на пульте...Неужели никому не нужны книги? нормальные детские книжки..

Tatiana
Полезная и вредная помощь детям-сиротам

Сиротам помогать надо. Это понятно.

И пока мы не начали активно работать с детскими домами, мы считали, что этот тезис настолько прост и понятно-однозначен, что обсуждать его особенно нечего, нужно брать и помогать.

При более близком знакомстве с проблематикой детских домов обнаружилось, что помощь бывает полезная и вредная. Многие благие намерения разбиваются о вечное наше "хотелось как лучше, а получилось:".

Вредная помощь

Самые привычные и понятные способы помощи сиротам, воспитанникам детских домов и интернатов - это, прежде всего, подарки (от простеньких игрушек и поношенных, но еще целых вещей до дорогих телевизоров), оплата развлечений и экскурсий и многие другие. Но вы когда-нибудь задумывались над тем, каковы отдаленные последствия таких подарков?

Предположим, приезжают в детский дом спонсоры и вручают детям дорогие подарки. Играет оркестр, дети танцуют, все рады и счастливы. Работают видеокамеры и фотоаппараты (очень важная деталь).

Давайте представим себе, как эту ситуацию видят дети: они постепенно начинают понимать, что можно получать от мира блага не за что-нибудь, а "бесплатно", только за то, что ты сирота.

Сиротство - это способ вышибать из мира средства. Такая стратегия жизни.

Мы как-то пытались уговорить спонсора вручить подарки не всем поголовно, а, например, выделить в виде стипендии отличникам и ударникам, или тем, кто в последней четверти стал лучше учиться - деньгами или вещами, не важно. Спонсоры не согласились, и подарки - небольшие - получили все. За что? За то, что сирота.

Постепенно у детей вырабатывается стиль поведения "я сиротка", который помечен как "эффективный". Суть его состоит в следующем: ты демонстрируешь свое сиротство, после чего просишь от мира : чего угодно (иногда денег, иногда возможность опоздать или не выполнить поручение, оправдание лени и безответственности. Мир обязательно тебе это даст или позволит.

Теперь проследим, что происходит дальше. Выходит воспитанник детского дома в жизнь, начинает учиться или где-то работать в тех же стратегиях: я сирота, мне больше положено. Не за хорошо выполненную работу, а только за то, что я сирота.

Очень скоро, болезненно и с трудом, бывший детдомовец начинает понимать, что мир ему ничего не должен, что все надо зарабатывать. И выработанная стратегия поведения рушится. А других-то нет!

Кто виноват в формировании такой стратегии поведения детдомовца? - Сотрудники детских домов, организующие подобные акции? - Спонсоры? - Социальная ситуация, требующая от администрации подобных мер?

Мы считаем, что причина в кратковременности нашего внимания, видения. Мы думаем о "прямо сейчас", а прямо сейчас подарки детям - это здорово. Как научиться думать про "значительно вперед"? Как должен быть устроен детский дом, да и вся социальная сфера, чтобы работники были вынуждены (или хотели бы, могли бы) видеть далекие последствия своих действий?

Пока учреждения, работающие с проблемой социального сиротства, устроены так, что видеть далекое последствие своих действий: ни к чему. Безусловно, бывают талантливые воспитатели детских домов или отдельные сотрудники социальной сферы, но это скорее случайность. Это заслуга "ненормальных" увлеченных педагогов (низкий им поклон), а не системный эффект.

Но мы отвлеклись.

Итак: не нужно приучать детей и окружающих их взрослых (воспитателей и других сотрудников детского дома) к подачкам и формировать тем самым психологию нищего.

Отдавая себе отчет в том, что заявленный тезис звучит как минимум странно, еще раз подчеркнем: речь идет не о том, что детям не нужно дарить подарки! Мы предлагаем обращать внимание на тот контекст, в котором ребенок получает те или иные блага. Нужно понимать, как каждая ситуация выглядит со стороны ребенка и пытаться представить, какие последствия для будущего ребенка это может иметь.

Полезная помощь

Давайте задумаемся над тем, чего больше всего не хватает детям-сиротам. Они, конечно, многого лишены, но что самое существенное? Какие именно лишения ставят на них печать сиротства и тем самым принципиально отличают от обычных детей, сколь угодно бедных, но все-таки не сирот?

Это не деньги, не одежда, не компьютеры - ведь множество "обычных семейных" детей живет в куда более худших условиях, чем сироты на государственном обеспечении. Дело в чем-то более глубинном.

Воспитанники детских домов официально именуются "детьми, утратившими родительскую опеку". И это главное, чего этим детям не хватает - опеки. Именно в этом смысле и нужно им помогать. Хорошо, когда ребенка усыновляют, тогда опека восстановлена полностью. Но большая часть детей так и остается ничьими.

Детскому дому необходимы попечители и попечительская помощь (опека, попечитель - однокоренные слова!).

Вокруг слова "попечитель" наросло множество мифов. Один из таких странных мифов-предрассудков состоит в том, что попечитель - это тот, у кого много денег. Это неверно! Попечитель - тот, кто опекает, то есть берет на себя ответственность за судьбу ребенка, кто задумывается над тем, какие последствия повлечет то или иное событие и действие: Мы уверены, что позицию попечителя может занять любой здравомыслящий человек.

Сколь угодно большие деньги, врученные ребенку или детскому дому без учета последствий, - вредные деньги, это не попечительское действие, не опека. Попечитель думает о последствиях.
Есть множество ответственных способов помощи детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, куда более экономных, а иногда не требующих денег совсем. Попечительство требует скорее не денег и материальных затрат, а затрат духовной ответственности. Иногда это называют гражданской позицией.

Различные способы реальной и важной помощи

Многие люди считают, что быть попечителем - это нечто недосягаемо сложное, что это "не для простых людей", и вообще "это все страшно и непонятно". Мы хотим показать, что существует множество способов реальной помощи и, значит, настоящего попечительства в указанном выше смысле.

Способ первый. Детям детского дома не хватает положительного образа взрослого человека, обыкновенного нормального взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком (только действительная встреча!) определит его дальнейшую жизнь и поможет самому стать взрослым человеком.

Способ второй. Ребенку детского дома крайне не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром - городом, природой, другими людьми. Попечитель может включить подростка в свой круг общения, в свой клуб, секцию или компанию. Может найти ребенку посильную работу в свободное от учебы время и обсуждать вместе с ним его (и свои?) успехи и неудачи.

Небольшая оговорочка: если уж включать ребенка в свою компанию, в секцию или клуб, то "по-настоящему", а не как сиротку. Это значит, что с него нужно требовать ответственности и чести, помощи и "головы на плечах" - всего того, что вы требуете от себя и своих друзей. Иногда прощать, иногда ругаться - короче, чтобы все "по-настоящему".

Всепрощение и безнаказанное "не хочу - не буду, меня в другую секцию устроят" воспитывает все того же иждивенца и любителя "халявы", а не взрослого человека.

Способ третий. У социальных сирот нет опыта нормальной жизни в семье. У некоторых вообще нет опыта жизни в какой бы то ни было семье, у многих есть такой, что лучше бы его не было: Но ведь эти дети вырастают и образуют собственные семьи. А как создать собственную семью, если ни разу не жил в настоящей семье и по большому счету не знаешь, что это такое?!

Печальная статистика говорит о том, что сироты плодят сирот.

Поэтому ценнейшая помощь сироте - предоставление возможности пожить в семье. Другими словами: если вы возьмете на некоторое время "пожить" к себе в семью ребенка из детского дома, то вы окажете ему неоценимую помощь в обретении очень важного жизненного опыта.

Все та же оговорочка про настоящесть: "взять пожить в семью" - это не значит устраивать ребенку праздник каждый день. Ему необходим как можно более реальный опыт жизни в семье, включающий в себя все, что бывает:

  • выгуливание собаки и вынесение мусора,
  • ответственность за "младшего брата" или просто за младшего,
  • подарок на день рождения и пирожки на выходных,
  • поездка "к маме на работу",
  • подзатыльник от "отца" за то, что поступил "не как мужчина",
  • выяснение отношений,
  • общий семейный поход и многое другое.

Есть множество вариантов, как именно такое попечительское действие может быть оформлено юридически. Обращайтесь в детские дома, Вам о них расскажут.

Способ четвертый. Ребенку детского дома крайне необходимо хорошее образование. Как правило, дети детских домов и школ-интернатов учатся хуже своих сверстников. Есть такой термин - "запущенность", это когда никто в детстве ребенком не занимался: И вот вроде бы и голова светлая, и старается, а оценки плохие. Потому что учиться таким детям гораздо сложнее, приходится "продираться" и брать с боем то, что обычные дети легко проскочили, читая с бабушкой книжку на диване. Ведь не секрет, что программа начальной школы осваивается во многом за счет бабушкиного чтения книжек и прогулок с родителями, а не на школьной скамье.

Но детдомовец редко попадает в хорошую школу, а если попадает, то часто "не тянет" и переводится во вспомогательную. Сначала ребенку нужна индивидуальная образовательная программа и, значит, талантливый учитель. Если вы настолько образованы, что можете научить ребенка учиться, то цены вам нет! Помогите хотя бы одному, и это есть попечительство высшей пробы!

Если вы не педагог, то вы могли бы помочь тем педагогам, которые умеют вести индивидуальные образовательные программы для брошенных детей, но не получают за это ничего, поскольку государство не умеет за это платить.

Пара примеров: филиал Сбербанка города Железногорска оплатил образовательную программу для детей и воспитателей Детского дома; Красноярский завод цветных металлов несколько лет помогает в проведении зимних школ развития, в которых участвуют дети заводчан и Детского дома.

Конечно, большинство из нас не сбербанк и не завод. Но есть варианты попроще: учреждение стипендии воспитаннику детского дома, который лучше всех учится. Или тому, который больше всего троек или двоек в четверти исправил. Или, например, лучшему решателю задач на сообразительность. Или тому, кто успевает и учиться, и спортом заниматься. Вариантов множество, можно даже стипендию не деньгами выдавать.

Смета: 100 р. в месяц для воспитанника детского дома - ОГРОМНАЯ сумма, и ее вполне достаточно. Предположим, устанавливается 5 стипендий в различных категориях, получаем 500 р. в месяц. Итого в год: 6000 р.

Если процесс заявления стипендий и отбора стипендиатов обставить "правильно", то по действенности эта мизерная сумма окажется гораздо выше, чем "просто так подаренный" дорогой телевизор. Поскольку выданная таким образом сумма приучает к тому, что в жизни нужно трудиться, что бесплатно ничего не бывает. И еще такое действие показывает ребенку, что кто-то заинтересован в его учебе, что учиться стоит, даже если его "как бы настоящим родителям" до этого нет никакого дела.

Список вариантов и способов не ограничен. Мы уверены, что для каждого желающего занять гражданскую позицию можно придумать индивидуальный, приемлемый для него вариант помощи детям детского дома. Все начинается с малого.

Самое важное - научиться "далеко смотреть" и за каждым повседневным действием видеть возможное будущее ребенка.

Лирическое отступление

По большому счету дело не в сиротах. Просто количество брошенных детей говорит о нас с вами и нашем доме страшные вещи.

В принципе пристроить значительную часть детей-сирот не проблема: нужно отдать их адвентистам. Лучше даже не нашим, а американским - они просили, у них есть деньги, им зачем-то нужны наши сироты (зачем - не важно, это их проблемы). А мы будем так и жить дальше, рожая детей по пьяни и выбрасывая их на улицу.

Вот такой большой кукушатник.