Нижегородские родители перезагрузили школу

На прошлой неделе "Детский проект" организовал семинар-тренинг на тему "Школа: перезагрузка". В тренинге приняли участие родители (как приемные, так и "кровные"), для которых актуальна тема взаимоотношений со школой. Провести семинар мы пригласили тренера из Московского Института развития семейного устройства - Александра Элиовича. Также в Нижний приезжала семейный психолог и основатель ИРСУ Людмила Петрановская - в качестве "скорой психологической помощи", она провела консультации для приеных родителей.

 

 

Когда в семью попадает приемный ребенок школьного возраста, проблемы со школой практически неизбежны - в детском доме мало кто из ребят может похвастаться тягой к знаниям. Отставание начинается еще в кровной семье (где с ребенком, как правило, никто не занимался). Пока ребенок проживает горе от потери семьи в детском доме, ему не до учебы - и в семью он попадает зачастую с низкой познавательной активностью и неслабым багажом школьных неудач. В новой семье все силы тратятся на то, чтобы "вписаться и привыкнуть", в школе - пробелы в знаниях, учителя тоже не горят желанием "тащить отстающих", да еще с поведением может быть не все гладко - и "неудобного" ребенка начинают из школы вытеснять. Школьные проблемы накладываются на адаптацию к новой семье - и все, приехали. Круг замкнулся. Впрочем, в кровных семьях тоже бывают похожие проблемы.  

Даю слово родителям-участникам! 

Ирина, мама 3 приемных школьников

Я недавно вещала детям о том, что всякому делу надо сначала обучиться. И тут они спросили меня: а тебя кто-то учит, как нас воспитывать? Да, конечно! - ответила я с тем чувством, которое испытываешь имея выполненное, но непроверенное пока домашнее задание. Долг выполняла, результаты будут. Имеем ввиду что и тройка - оценка положительная. С приемными детьми чего ни коснись, всему надо учиться: кровные родственники, подростковость, агрессия, наконец выгорание. Тема "Школа" из топовых, всегда актуальная, назревше-наболевшая, она из прошлого, она в настоящем. Она слепок с общества, со всеми происходящими в нем процессами, многие из них настолько не радуют, что просто караул. Телевидение тоже отражает процессы, и они тоже не радуют, но телевидение можно просто не смотреть.

У школы по сравнению с телевидением есть такое качество, как неизбежность. А может его и нет, этого качества, может есть другой путь, но он так неизведан, что его как бы и нет.

При взгляде на Александра Элиовича мне сразу стало хорошо и спокойно. Хорошо оттого, что такие люди вообще есть, а значит мое намерение почерпнуть из источника, обязательно осуществится.

Глубина знаний, богатство практического опыта, мастерские приемы в работе с группой. Да, это все так, но и это не главное. А самое редкое и ценное - внутренняя свобода, живые, не заданные реакции, постоянное присутствие работы мысли. Вот это все считывается мгновенно и сообщает долгосрочный душевный подъем. 

Собственно, этот душевный подъем и есть главный результат семинара. Два дня мы всесторонне обсуждали треугольник - российская школа с ее нерешаемыми проблемами; каждый конкретный ребенок, с его специфическими проблемами; родитель каждого ребенка - продукт воспитания той самой школы 30-летней и более давности. Как работать с наиболее острыми и наиболее тупыми углами этого треугольника? Что можно изменить, чего нельзя изменить и откуда черпать энергию? Собственно, ответ выпал сам собой - например, в качественном взаимодействии с людьми, хорошими и разными. 

Юлия, мама приемной дошкольницы и кровной дочки-будущей первоклассницы

Прошла двухдневный семинар на тему "Школа. Перезагрузка". Приезжали московские психологи. С нами был муж Людмилы Петрановской Александр Элиович. Под конец второго дня и Людмила зашла поприсутствовать, она проводила, кажется, для специалистов плюс индивидуальные консультации. Ну, вот, приобщилась к прекрасному, полюбовалась легендарными личностями - абсолютно естественные и доступные люди, как того и следовало...

Подтвердилось все, что я и так знала: школа - это место, где дети мешают работать. Модель устарела, детям неинтересно, и они имеют право ЭТУ школу не любить. Я своей Мане заранее снизила планку до плинтуса примерно. Чтобы снять тревожность. И вообще не запариться. Как-то надо умудриться через все эти десять лет пронести живой интерес к познанию и прочей умственной деятельности. Сохранить душу.

Меня больше волновал вопрос "Кто виноват?" нежели "Что делать?" Думается, если понять общую картину, можно и делать выводы. Выяснилось, что корни проблем современной школы где-то глубоко в российском менталитете и нашей истории. Когда понимаешь это, становится легче. Минус одна конспирологическая теория. А дальше уже можно действовать. На разных уровнях.

Я бы и сама во многом дотумкала "Что делать?" в качестве родителя будущей первоклассницы, но исключительно полезно было на эту тему порефлексировать, да еще и в коллективе. Да при таком количестве умных людей! Повезло же мне с кругом общения!

Эффект от семинара у меня не столько информационный, сколько морально-вдохновляющий. Захотелось быть более конструктивной со взрослыми, попытаться лишний раз найти консенсунс, даже с теми, кого заранее лучше бы не видеть. Потому как прогресс, все-таки. Захотелось дышать и быть счастливой вместо того, чтоб таскать в себе напряжения и обиды. Правда, изначально я вышла оттуда с чувством острой тревоги: я так и не разрешила свой основной запрос. Проблема в том, что я заранее тихо ненавижу и, пожалуй, презираю социальную среду, в которой будет возрастать мои дети. С ними-то все хорошо, они с рождения в ней варятся и ничего другого не знают. Машка любит своих друзей, садик, воспитателей. И так же точно, думаю, будет любить школу с учителями и класс. А, вот, что делать мне, прекрасно знающей, что бывает другой мир и другие отношения между людьми? И другие ценности. И иначе расставленные акценты. Я словно теряю своих детей. Отдаю чужому монстру. Хотя, школа объективно далеко не худшая, и меньше здесь острых углов, как раз, засчет местечковости. Возможно, и к детям чуть больше человечности.

Уговариваю себя-уговариваю. А на душе тревожно. Я, ведь, совершенно, не представляю, к какому месту в ЭТОМ социуме готовить своих детей. Да и сама-то я здесь кто...




Другие материалы по теме

Комментарии

Отзыв еще одной участницы семинара

На семинар Александра Элиовича «Школа. Перезагрузка.» я пришла с большими ожиданиями. Дети у меня еще дошкольники, но скоро старшей предстоит пойти в школу, и мне было важно получить представление о современной школе, ведь мы с мужем учились давно, и для нас очевидно, что школа изменилась, как и изменилась жизнь вокруг. Также для меня очень важен и актуален вопрос выбора школы. Скажу сразу- семинар лично для меня был очень интересен, полезен и информативен. Самым ярким впечатлением для меня стало упражнение «Морской бой», в ходе которого я поняла, что мой «родительский заказ» почти не совпадает с тем, что дает ребенку школа. И это было большим открытием для меня. Я задумалась о своей роли родителя, поставила себе задачу сформулировать в семье некий «родительский заказ», чтобы понимать, чего хотеть и требовать от ребёнка, от школы, от учителя. Вопрос выбора школы для меня по-прежнему актуален, на семинаре на него я, к сожалению, полного ответа не получила, но по крайней мере, я поняла, каким должен быть первый учитель. Сам Александр мне показался очень ярким и замечательным педагогом, т.к. все, что он говорил, было понятно, доступно и интересно. Я считаю, что провела время с большой пользой для себя, и мне бы хотелось посетить еще другие семинары А. Элиовича.
Мария М., г. Н. Новгород.